Вторник, 19.03.2024, 12:16
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Музей информационных революций

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Архив записей
Наш опрос
Оцените виртуальный музей
Всего ответов: 78
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Второй зал

Книгопечатание

На фотографиях представлен книгопечатный станок 

Вторая информационная революция началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, которое следует признать одной из первых эффективных информационных технологий. Поставить конкретные временные рамки для данного периода в истории мировой культуры достаточно сложно, поскольку в эпоху Возрождения все страны Европы вступили в разные сроки: одни раньше, другие позже, в связи с отставанием в социально-экономическом развитии. Примерными датами можно назвать начало 14 и конец 16 века. Годы эпохи Возрождения характеризуются проявлением светского характера культуры, ее гуманизацией, расцветом интереса к античности. С последним, кстати говоря, и связано название этого периода. Надо отметить, что активное развитие третьей информационной революции связывают с изобретением немцем Иоганном Гутенбергом (1399 – 1468гг) печатного пресса и наборного шрифта. Данное изобретение датируется приблизительно между 1450 и 1455 годами. Орнамент и иллюстрации воспроизводили сначала ксилографией (гравюра на дереве), появившейся ещѐ раньше книгопечатания. Хотя печатное дело впервые возникло ещѐ в XI в. в Китае, но именно печатный станок Гутенберга и применѐнный им метод съѐмных шрифтов способствовали широкому распространению книгопечатания. На момент изобретения печатного пресса Гутенбергом в Европе уже существовала мощная информационная культура. В многочисленных монастырях жили сотни хорошо обученных монахов. Каждый из них трудился от рассвета до заката, переписывая книги от руки. Умелый, хорошо подготовленный монах мог переписать четыре страницы в день, или 25 страниц за шестидневную рабочую неделю; за год они создавали 1200—1300 рукописных страниц. А к 1505 году тиражи книг в 500 экземпляров стали массовым явлением. Это означало, что группа печатников могла выпускать по 25 млн. печатных страниц в год, переплетѐнных в 125 000 готовых к продаже книг — 2 500 000 страниц на одного работника в сравнении с 1 200—1 300 страниц, которые мог изготовить монах- переписчик всего за 50 лет до этого. Данные цифры наглядно показывают, что изобретение книгопечатания способствовали быстрому распространению книги, которые стали доступными большему кругу лиц. В середине XV века книги были роскошью, которую могли себе позволить только очень богатые и образованные люди. Но когда в 1522 году из печати вышла немецкая библия Мартина Лютера (свыше 1000 страниц), цена еѐ была настолько невысокой, что даже бедная крестьянская семья могла еѐ приобрести. По мнению американского ученого австралийского происхождения Питера Фердинанта Друкера, снижение издержек печати и цен в ходе третьей информационной революции стало рывком эволюционного развития общества, что произошло в ходе третьей информационной революции. К тому же надо отметить, что за очень короткое время революция в книгопечатании изменила институты общества, в том числе включая и систему образования. Книгопечатание сделало возможнымреформу протестантскойцеркви. Но не только еѐ. Именно печатный станок принѐс с собой массовое производство и стандартизацию процесса обработки информации, проложивших дорогу промышленной революции: по всей Европе были созданы новые университеты, но, в отличие от ранее существовавших, где основное внимание уделялось теологии, в них преподавали светские дисциплины: право, медицину, математику, натуральную философию (естественные науки). Революция в печати быстро сформировала новый класс специалистов по информационной технологии, точно так же, как современная информационная революция создала множество информационных предприятий, специалистов по информационной системе и информационным технологиям, разработчиков программного обеспечения и руководителей информационных служб.

Иоганн Гутенберг - изобретатель книгопечатания

Широкое внедрение книгопечатания в социальную практику привело к первому информационному взрыву. Произошел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое главное – началось и более широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Появились первые библиотеки печатных книг, сначала частного характера, а затем и публичные. Печатная книга стала главным хранителем и источником знаний.